Simtek
(сокращенно от Simulated Technology) стала одной из двух команд, дебютировавших
в чемпионате мира Ф-1 1994 года. В начале 1990-х Фирма Simtek Research
была под руководством Ника Вирта и самого Макса Мосли, который покинул
компанию после его избрания президентом FIA. В Формуле-1 Simtek "засветилась"
лишь однажды, когда построила в 1992 году шасси для команды Andrea Moda.
Проектировщиком этого автомобиля был никто иной, как Ник Вирт. Поэтому
многие пессимистично относились к дебюту Simtek в сезоне-94.
В 1993 году акционер команды трёхкратный чемпион мира Джек Брэбхэм и Ник Вирт сделали решающий шаг для попадания в "большой цирк". Команда подписала контракт на поставку двигателей Ford HB. Место первого пилота занял никто иной, как сын Джека Брэхема - Дэвид. С финансами в новой команде было туговато, так как главного спонсора найти так и не удалось, но это не составило труда заплатить 500000$ за участие в чемпионате. Вирт искал "рента-драйверов" (платёжеспособных гонщиков). Команда вела серьёзные переговоры с Андреа Де Чесарисом, который имел огромную финансовую поддержку со стороны Marlboro, а так же с бразильцем Жилем Де Ферраном, на стороне которого была Sadia. Но переговоры закончились безуспешно. В качестве воторого пилота был приглашён талантливый австриец Роланд Ратценбергер. Главным спонсором стала фирма MTV, но ещё перед началом чемпионата стало понятно, что Simtek будут ждать финансовые проблемы. Интересная деталь: Ник Вирт в свои 27 лет стал самым молодым руководителем команды, да к тому же моложе своих гонщиков - Ратценбергера (31 год) и Брэбэма (28). 1994
> Дебют состоялся в
Бразилии. В квалификации Ратценбергер опередил только Поля Бельмондо
на Pacific, да и то только потому, что француз и вовсе не показал времени.
Соответственно оба они не прошли квалификацию. Дэвид Брэбхэм стал 26-м
(последним из квалифицировавшихся). Гонка была наполнена разными событиями,
которые позволили Брэбхэему благополучно финишировать на 12 месте, с
отставанием в четыре круга. Главной проблемой автомобиля Simtek S941
стал "лишний вес".
Основным соперником для Simtek стала ещё одна команда-дебютант - Pacific. На Тихоокеанском Гран При Simtek квалифицировалась в полном составе на последней линии стартового поля. Но в гонке "сын чемпиона" сошёл уже на втором круге из-за отказа электрики, а Роланд Ратценбергер финишировал последним, отстав на пять кругов от победителя. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что среди отставших на пять кругов были и пилоты Ligier - крепкий среднячок Ф-1. > В Имоле случилось несчастье. Во время субботней квалификации на автомобиль Ратценбергера на полном ходу влетел в бетонный отбойник. Телеметрия показала, что на его Simtek на скорости 314 км/ч отлетел передний спойлер. Внешне удар выглядел ужасно. Машину от поворота Villeneuve (где и произошла авария) протащило до Tosa, и там она замерла. Через несколько секунд на место происшествия прибыла медицинская бригада. Спустя некоторое время его на вертолёте отправили в госпиталь, где через несколько минут врачи констатировали смерть австрийца. Это происшествие стало потрясением для мира Ф-1. Невозможно было представить, что творилось в команде Simtek. Несмотря на это, Брэбхэм принял решение стартовать в гонке. Уже на старте произошло серьёзное столкновение между Педро Лами и Джей Джей Лехто. Вскоре после этого, а именно на пятом круге на полной скорости в Tamburello вылетел Айртон Сенна. Авария была бразильца была аналогична той, что произошла накануне с Роландом. Сенна погиб также, не приходя в сознание. Гран При Сан-Марино-94 стал самым чёрным в истории Формулы-1… > В Монако, в связи с событиями в Имоле, Williams прибыла только с Деймоном Хиллом. А после того, как в ужасную аварию в шикане после туннеля попал австиец Карл Вендлингер Sauber снялась с Гран При Монако. Simtek так же прибыл в Монте-Карло с одним пилотом. На воздухозаборнике машины Брэбхема появилась надпись "for Roland"… В гонке произошёл инцидент между Жаном Алези и Дэвидом Брэбэмом, из-за которого австралиец был вынужден сойти с дистанции. > Этап в Барселоне стал очередным потрясением для Simtek, которая в качестве второго пилота заявила итальянца Андреа Монтермини. Но во время квалификации Simtek Андреа не удержался на трассе в последнем повороте и влетел в отбойник. Пилот получил серьёзные травмы ног. Команда опять была вынуждена выступать с одним гонщиком. В Испании Брэбхэм был на последнем 10-м месте, уступив победившему Дэймону Хиллу, четыре круга. Контракт француза Жана-Марка Гунона вступал в силу только после Гран При Канады, поэтому в Монреале Брэбхэму пришлось одному попытаться что-то сделать. Он финишировал на 14-м месте, опередив даже Алекса Занарди. Наконец, во Франции Гунон дебютировал в Ф-1 в составе Simtek. Ему удалось пройти квалификацию, оставив позади себя пилотов Pacific. В гонке новичку больше повезло, чем его именитому напарнику, у которого отказала трансмиссия. Гунон финишировал на 9-м месте, что является лучшим результатом команды Simtek. > В дальнейшем, никаких особых результатов пилоты Simtek не показывали - "выше головы не прыгнешь". На Гран При Европы, проходившем в Хересе место Гунона занял Доменико Скиатарелла. Но и это не принесло успеха. В Сузуке в составе Simtek появился молодой японец Таки Иное, который в отстал от поула Шумахера на 7,8 секнуд. Но, даже несмотря на это он прошёл квалификацию, так как оба пилота Pacific были ещё медленнее. В дождливой гонке, полной аварий, Иное вылетел на стартовой прямой. Брэбхэм же довёл машину до финиша на 12-м месте. > На заключительном этапе, проходившем в Аделаиде, в команду вновь вернулся Скиатарелла. Гонка закончилась сходом обоих пилотов… Дэвид Брэбэм по мнению обзора журнала Autosport стал одним из лучших гонщиков года. Несмотря на явную слабость болида, он бросал вызов пилотам Lotus и Larrousse, и иногда опережал их. В Бельгии Брэбхэм квалифицировался 21-м, почти на секунду опередив Эрика Кому на Larrousse, который в шутку сказал, что хочет уволиться, так как считает позором быть хуже, чем Simtek. Дэвид шесть раз подряд приводил машину к финишу. И даже инциденты с Жаном Алези в Монако и Португалии, где Дэвид стал препятствием для француза, не испортили общего впечатления, хотя Ferrari не прислала ему поздравительную Рождественскую открытку… 1995
> Финансовые проблемы
заставили Ника Вирта искать "рента-драйвера". Одним из них
стал тот самый Доменико Скиатарелла, который, видимо, впечатлил шефа
Simtek после своего финиша в Хересе-04 на 19-м месте. Контракт с ним
был подписан на первую половину сезона-95. Вторая часть чемпионата
была доверена экс-пилоту Larrousse Хидеки Нода. Вскоре стало известно,
что Дэвид Брэбхэм покидает команду. Австралиец получил предложение,
от которого было трудно отказаться - участие в BTCC за BMW. Ко всему
прочему, главный спонсор - MTV стал платить значительно меньше. Вторым
пилотом в команде стал голландец Йос Ферстаппен, которого "устроил"
в Simtek Флавио Бриаторе.
> Шасси S951 стало большим шагом вперёд для Simtek. Используя коробку передач Benetton старой модели, а также двигатели Ford ED, это был болид, способный без труда опережать Pacific и Forti. В руках Ферстаппена Simtek S951 иногда просто летел, опережая даже Minardi, Tyrrell и Arrows. По словам голландца, машиной было очень легко управлять, подобно карту, что позволяло держать дорогу и в тоже время показывать неплохие результаты. Результаты квалификации в Бразилии были ужасны. Ферстаппен стал 24-м, а его напарник Скиатарелла показал последнее время. В гонке всё сложилось ещё хуже: Доменико сошёл уже на 12 круге, а Йос четырьмя кругами позже. > В Аргентине результаты Simtek стали просто сенсационными. Ферстаппен показал в квалификации 14-й результат, опередив не только аутсайдеров Forti и Pacific, но и McLaren Бланделла, обоих пилотов Ligier и Sauber. Скиатарелла показал 20-е время. Гонка получилась на редкость зрелищной. На старте произошло массовое столкновение, из-за которого был дан сигнал о рестарте. На повторном старте также не обошлось без происшествий, из-за которых Ферстаппен потихоньку начал прорываться вперёд. Так, после многочисленных сходов он оказался в очковой зоне! В доказательство конкурентоспособности Simtek достаточно было посмотреть, как Герхард Бергер на Ferrari не мог обойти Йоса. Всё закончилось из-за ошибки команды, механики которой "передержали" болид Ферстаппена на пит-стопе, из-за чего сломалась коробка передач… Скиатарелла довёл машину до финиша на 9-м месте, повторив лучший результат команды, показанной во Франции-94 Гуноном. Второго шанса даже побороться за очки больше не представилось. Квалификационные результаты Ферстаппена были очень хорошими, но использовать их в полной мере не позволяла ненадёжность болида - в Имоле Йос, стартовавший с 17-й позиции закончил гонку уже на 14-м круге после отказа коробки передач. В Испании голландец наконец-то финишировал, но лишь на 12-м месте, опередив только Карла Вендлингера, карьера которого явно пошла на спад после аварии в Аделаиде-94, Пьерлуиджи Мартини на Minardi и собственного напарника по команде. > Финансовые проблемы всё более усугублялись. Ник Вирт сделал публичное заявление о том, что за 18 месяцев команда накопила 6 миллионов фунтов, в надежде привлечь в себе спонсоров. И хотя некоторые компании были заинтересованы в сотрудничестве с Simtek, но никто из них не пытался сделать решающий шаг. В итоге, из-за нехватки средств, команда смогла привезти в Монако только три изрядно потрёпанные коробки передач. А после того, как в ходе уик-энда Ферстаппен дважды разбил машину, ситуация ещё более усугубилась. Механики ничего не успели сделать с коробками передач. В итоге, Скиатарелла показал только 20-й результат в квалификации, а Ферстаппен и вовсе 23-й. Но, как оказалось, не имело никакого значения, ведь оба пилота (!) заглохли на стартовой прямой перед прогревочным кругом… Это было "последней каплей". Не найдя спонсоров, Вирт распустил команду, оставив без работы 48 человек, а сам перешёл в Benetton... |
MTV Simtek Ford
|
|
Информация: | |
Руководитель:
Ник Вирт Участий в гонках: 37 НПК: 2 Лучший результат в квалификации: 14-е место (ГП Аргентины-95, Й.Ферстаппен) Лучший результат в гонке: 9-е место (ГП Франции-94, Ж-М.Гунон; ГП Аргентины-95, Д.Скиатарелла) Очки: 0 |