С 1981 года FISA запретила использование эластичных "юбок" по бокам автомобилей, что делало "граунд-эффект" невозможным. Это вызвало недовольство конструкторов, и в итоге был подписан Договор Согласия. Эластичные "юбки" заменили фиксированными, а клиренс был увеличен до 60 мм. Естественно многие команды начали быстро искать "лазейки" в регламенте, и, надо сказать, быстро нашли. Конструктор Brabham Гордон Марри создал на BT49C хитроумное гидропневматическое устройство, прижимавшее шасси к асфальту во время движения. Идея была признана соответствующей регламенту. Но на первом Гран При сезона, проходившем в Лонг-Бич, одним только видом всех потряс новый Lotus 88 - окончательный вариант машины с "двумя шасси"… Уловка нового автомобиля состояла в том, что он имел два шасси, одно поверх другого. Аэродинамические силы действовали только на верхнее шасси, и не передавались на нижнее, а система подвески аэродинамических профилей соединённая с колёсами позволяла сохранять параллельность кузова и дороги.
Субботние тренировочные заезды в Лонг-Бич были в самом разгаре, как
неожиданно автомобиль дисквалифицировали посредством чёрного флага.
Несмотря на то, что судьи признали новаторскую идею Чэпмена соответствующей
регламенту, команды быстро бросились писать протесты, в результате чего
FISA поставила новый Lotus 88 вне закона, мотивируя это тем, что "верхнее"
шасси является аэродинамическим устройством. Пока длились разбирательства
состоялись этапы в Бразилии и Аргентине. Команда была вынуждена использовать
Lotus 81B, и, стоит сказать, что в Интерлагосе Де Анжелису удалось финишировать
пятым. Однако в интервью Grand Prix International Элио заявил, что идея
Lotus 88 "не работает".
Тем
временем разбирательства по поводу легальности машины с "двумя
шасси" достигли пика и Чэпмен заявил, что собирается бойкотировать
Гран При Сан-Марино. И сдержал своё слово. Так, впервые с Гран При Монако
1958 года (!) ни один автомобиль Lotus не был заявлен на этап чемпионата
мира. Даже несмотря на это FISA оставалась при своём решении. Чэпмен
спорил с "изготовителями" правил и обвинил их в непонимании
их же регламента. В результате Жан-Мари Балестер ещё и оштрафовал команду
Колина на 100000$, однако, вскоре этот штраф был отменён благодаря усилиям
тех самых команд, что заявили о незаконности Lotus 88…
В Бельгии представители Team Lotus повесили транспарант с надписью "мы
хотим Lotus 88" (см. фото выше), но их "крик о помощи"
остался не услышанным. Тем не менее, именно в Зольдере на Lotus 81B
команда показала лучший результат за сезон. В той гонке англичанин Найджел
Мэнселл финишировал третьим, набрав свои первые очки в карьере, а Де
Анжелис в тот день стал пятым.
Спустя два месяца Чэпмен, не желавший мириться с решением FISA, выставил
на домашний для Team Lotus Гран При Великобритании Lotus 88B. Этот автомобиль
представлял собой модифицированную версию 88-й модели. Обе машины благополучно
прошли технический контроль и были признаны "правильными".
Однако на следующий же день фарс продолжился. FISA отменила решение
организаторов Гран При и запретила выпускать Lotus 88B на трассу. Времени
на то, чтобы переделать машины под нормальную конфигурацию у механиков
почти не осталось, и лишь каким-то чудом они успели подготовить два
Lotus 87 и Де Анжелис, благодаря всего одному быстрому кругу сумел пройти
квалификацию. Найджелу Мэнселлу же не повезло и англичанин на ненастроенной
машине показал лишь 27-е время и на старт допущен не был. На следующий
день в гонке Де Анжелис боролся как мог и с 22-го места прорвался на
6-е! Однако на 25-м круге Элио был "награждён"
10-секундным штрафом за обгон Жака Лаффита в зоне жёлтого флага. Итальянец
остановился на пит-лейне и после недолгого разговора с главным судьёй
гонки, взбешённый Элио выскочил из машины, высказал этому судье всё,
что думал и, активно жестикулируя побрёл к боксам...
К сожалению, очередному шедевру Чэпмена не суждено было выйти на старт
ни одной гонки чемпионата мира, но, даже несмотря на это, Lotus 88 навсегда
вошёл в историю Формулы-1. Сейчас этот автомобиль занимает достойное
место в музее Lotus, а иногда выходит на старт гонок исторических автомобилей...
СТАТИСТИКА
шасси, ипользуемые Team Lotus в 1981 году |
|
Lotus 88 Двигатель: Ford Cosworth DFV 3.0 V8 Гонок: 0 Побед: 0 Очков: 0 Поул-позишн: 0 |
|
Lotus 81B Двигатель: Ford Cosworth DFV 3.0 V8 Гонок: 4 Побед: 0 Очков: 8 Поул-позишн: 0 |
|
Lotus 87 Двигатель: Ford Cosworth DFV 3.0 V8 Гонок: 11 Побед: 0 Очков: 13 Поул-позишн: 0 |
|
Lotus 88B Двигатель: Ford Cosworth DFV 3.0 V8 Гонок: 0 Побед: 0 Очков: 0 Поул-позишн: 0 |