Lotus 88B на Гран При Великобритании 1981 годаПока в 1979 году Андретти и Рейтеманн на прошлогодних Lotus 79 пытались бороться с Ferrari, Williams и Ligier, Колин Чэпмен загорелся невероятной идеей создать автомобиль с двумя шасси! Новый шедевр получил название Lotus 86 и вышел на тесты лишь в конце 1980 года. В это время в чемпионате мира Team Lotus уже давно не боролась за победу. Многочисленные модификации Lotus 80 не помогали. "Граунд-эффект" был очень чувствителен на торможениях и в поворотах, вследствие чего автомобиль был разбалансированным и трудно управляемым. Разочаровавшись в 80-й модели, Андретти по окончании 1980 сезона покинул команду (тогда он сумел "наскрести" лишь одно очко, да и то в последней гонке). На место чемпиона мира 1978 года Чэпмен присмотрел Найджела Мэнселла, которому был доверен третий автомобиль в трёх заключительных Гран При сезона.

Lotus 88 под управлением Элио Де Анжелиса в Лонг-БичС 1981 года FISA запретила использование эластичных "юбок" по бокам автомобилей, что делало "граунд-эффект" невозможным. Это вызвало недовольство конструкторов, и в итоге был подписан Договор Согласия. Эластичные "юбки" заменили фиксированными, а клиренс был увеличен до 60 мм. Естественно многие команды начали быстро искать "лазейки" в регламенте, и, надо сказать, быстро нашли. Конструктор Brabham Гордон Марри создал на BT49C хитроумное гидропневматическое устройство, прижимавшее шасси к асфальту во время движения. Идея была признана соответствующей регламенту. Но на первом Гран При сезона, проходившем в Лонг-Бич, одним только видом всех потряс новый Lotus 88 - окончательный вариант машины с "двумя шасси"… Уловка нового автомобиля состояла в том, что он имел два шасси, одно поверх другого. Аэродинамические силы действовали только на верхнее шасси, и не передавались на нижнее, а система подвески аэродинамических профилей соединённая с колёсами позволяла сохранять параллельность кузова и дороги.

Субботние тренировочные заезды в Лонг-Бич были в самом разгаре, как неожиданно автомобиль дисквалифицировали посредством чёрного флага. Несмотря на то, что судьи признали новаторскую идею Чэпмена соответствующей регламенту, команды быстро бросились писать протесты, в результате чего FISA поставила новый Lotus 88 вне закона, мотивируя это тем, что "верхнее" шасси является аэродинамическим устройством. Пока длились разбирательства состоялись этапы в Бразилии и Аргентине. Команда была вынуждена использовать Lotus 81B, и, стоит сказать, что в Интерлагосе Де Анжелису удалось финишировать пятым. Однако в интервью Grand Prix International Элио заявил, что идея Lotus 88 "не работает".
"Мы хотим Lotus 88"Тем временем разбирательства по поводу легальности машины с "двумя шасси" достигли пика и Чэпмен заявил, что собирается бойкотировать Гран При Сан-Марино. И сдержал своё слово. Так, впервые с Гран При Монако 1958 года (!) ни один автомобиль Lotus не был заявлен на этап чемпионата мира. Даже несмотря на это FISA оставалась при своём решении. Чэпмен спорил с "изготовителями" правил и обвинил их в непонимании их же регламента. В результате Жан-Мари Балестер ещё и оштрафовал команду Колина на 100000$, однако, вскоре этот штраф был отменён благодаря усилиям тех самых команд, что заявили о незаконности Lotus 88…
В Бельгии представители Team Lotus повесили транспарант с надписью "мы хотим Lotus 88" (см. фото выше), но их "крик о помощи" остался не услышанным. Тем не менее, именно в Зольдере на Lotus 81B команда показала лучший результат за сезон. В той гонке англичанин Lotus 88B под управлением Найджела Мэнселла в СильверстоунеНайджел Мэнселл финишировал третьим, набрав свои первые очки в карьере, а Де Анжелис в тот день стал пятым.
Спустя два месяца Чэпмен, не желавший мириться с решением FISA, выставил на домашний для Team Lotus Гран При Великобритании Lotus 88B. Этот автомобиль представлял собой модифицированную версию 88-й модели. Обе машины благополучно прошли технический контроль и были признаны "правильными". Однако на следующий же день фарс продолжился. FISA отменила решение организаторов Гран При и запретила выпускать Lotus 88B на трассу. Времени на то, чтобы переделать машины под нормальную конфигурацию у механиков почти не осталось, и лишь каким-то чудом они успели подготовить два Lotus 87 и Де Анжелис, благодаря всего одному быстрому кругу сумел пройти квалификацию. Найджелу Мэнселлу же не повезло и англичанин на ненастроенной машине показал лишь 27-е время и на старт допущен не был. На следующий день в гонке Де Анжелис боролся как мог и с 22-го места прорвался на 6-е! Однако на 25-м круге Элио был Колин Чэпмен и Найджел Мэнселл на Гран При Великобритании 1981 года."награждён" 10-секундным штрафом за обгон Жака Лаффита в зоне жёлтого флага. Итальянец остановился на пит-лейне и после недолгого разговора с главным судьёй гонки, взбешённый Элио выскочил из машины, высказал этому судье всё, что думал и, активно жестикулируя побрёл к боксам...
К сожалению, очередному шедевру Чэпмена не суждено было выйти на старт ни одной гонки чемпионата мира, но, даже несмотря на это, Lotus 88 навсегда вошёл в историю Формулы-1. Сейчас этот автомобиль занимает достойное место в музее Lotus, а иногда выходит на старт гонок исторических автомобилей...


СТАТИСТИКА
шасси, ипользуемые Team Lotus в 1981 году
Lotus 88
Двигатель:
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Гонок: 0
Побед: 0
Очков: 0
Поул-позишн: 0
Lotus 81B
Двигатель:
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Гонок: 4
Побед: 0
Очков: 8
Поул-позишн: 0
Lotus 87
Двигатель:
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Гонок: 11
Побед: 0
Очков: 13
Поул-позишн: 0
Lotus 88B
Двигатель:
Ford Cosworth DFV 3.0 V8
Гонок: 0
Побед: 0
Очков: 0
Поул-позишн: 0


© Formula 1 History
Hosted by uCoz