СТАТЬИ

Лонг-БичБританский бизнесмен, президент ассоциации автоспорта в Лонг-Бич Крис Пук мечтал создать трассу, которая принимала бы Гран При Формулы-1. Для этого он привлёк к работе отличных консультантов - Дэна Герни и Фила Хилла, чтобы проложить трассу по улицам города. В итоге, был спроектировал трек, длиной 3,2 км., со сложными поворотами, представляющими для гонщиков тяжёлые испытания. Крис Пук решил сам оплачивать всем командам дорогу, взял в аренду крытый стадион, куда на время Гран При разместились "конюшни" Ф-1.
Перед стартом первого Гран При США-Запад (так стали называть этап в Лонг-Бич) состоялись показательные заезды, в которых принимали участие такие знаменитости, как Джек Брэбэм, Хуан-Мануэль Фанхио, Дэнни Хьюм. В гонке же победителем стал Клей Регаццони на Ferrari, опередивший Ники Лауду. По окончании чемпионата FOCA признала этап в Лонг-Бич "лучшей гонкой сезона". Годом спустя успех Регаццони повторил Марио Андретти на Lotus.
Конфигурация трассы неоднократно менялась, появлялись медленные шпильки, добавлялись шиканы, но всё это было сделано для обгонов, а значит и для повышения зрелищности.
В этой статье мы предлагаем Вам ознакомиться с наиболее интересными гонками, проходившими в Лонг-Бич.

1979
В квалификации поул-позишн завоевал Жиль Вильнёв на Ferrari, а его напарник Джоди Шектер показал третий результат, уступив Патрику Депалье на Ligier. На старте Шектер мгновенно вышел на второе место, но на выходе из первого очень медленного поворота Депалье вернул себе утраченную позицию. А на торможении перед этой шпилькой произошёл завал. Патрик Тамбе врезался в Яна Ламмерса, после чего McLaren Патрика взмыл в воздух. Он приземлился на Brabham Ники Лауды. К счастью, всё обошлось, и машина не задела шлема австрийца, но гонка для него, также как и для Тамбе, закончилась в первом повороте.
Кстати, стоит отметить, что на этом Гран При команда McLaren по требованию своего спонсора выкрасила болиды в цвета пивной компании Lowenbrau.
В гонке продолжал лидировать Вильнёв, а у Шектера, тем временем возникли трудности. Из-за повреждения переднего спойлера ему было трудно управлять машиной. Вскоре, в первом повороте его попытался обогнать Жан-Пьер Жарье на Tyrrell, но едва не врезался в Ferrari. Также творил чудеса Карлос Рейтеманн, который пытался пройти двоих соперников сразу, он потерял управление, но продолжил гонку, правда, только до 21-го круга, пока у него не отказала трансмиссия. На 48-м круге сгорел мотор на Williams Регаццони, а на 62-м круге сошёл и McLaren Джона Уотсона. Неплохо складывалась гонка для пилота Brabham Нельсона Пике, но после вынужденного пит-стопа он откатился далеко назад.
В итоге, клетчатый флаг первым увидел Жиль Вильнёв, уверенно проведший всю гонку. Вторым финишировал его напарник Джоди Шектер, ехавший большую часть гонки с повреждённым спойлером. Третьим стал Алан Джонс на Williams, четвёртым чемпион мира Марио Андретти, и только пятым Патрик Депалье. Шестым финишировал Жан-Пьер Жарье на Tyrrell.

1980
С поул-позишн Нельсон Пике на Brabham уверенно пошёл вперёд. Позади Марио Андретти на Lotus не справился с управлением и отправил в отбойник Brabham Рикардо Зунинио, для которого гонка на этом закончилась. Андретти пытался поехать дальше, но с повреждённой подвеской этого было сделать невозможно, и вскоре он также сошёл. На третьем круге столкнулись Элио де Анжелис и Жан-Пьер Жарье, итог - сход. На этом же круге отказала трансмиссия на Williams Карлоса Рейтеманна. На 26-м круге из-за прокола заднего правого колеса сошёл Жак Лаффит. Ну, а самый обидный сход произошёл для Патрика Депалье, который долгое время шёл вторым, уступая только Нельсону Пике, но, к сожалению, на его Alfa-Romeo сломалась подвеска. Через шесть кругов отказала трансмиссия у ещё одного претендента на победу - Жиля Вильнёва. А на следующем круге Алан Джонс в первом повороте врезался в Alfa-Romeo Бруно Джакомели и повредил себе подвеску. Джакомели продолжил гонку, но остановился буквально через несколько поворотов, также из-за повреждения болида.
В связи со всеми этими событиями на четвёртое место переместился Ensign Клея Регаццони, который стартовал аж с 23-й позиции. Он в очередной раз пронёсся по стартовой прямой, где скорость достигает почти 300 км/ч начал торможение перед первым поворотом, но машина не отреагировала на это. Тогда он попытался ещё раз нажать на "тормоз", но было уже поздно. Ensign Регаццони на полном ходу зацепил припаркованный Brabham Рикардо Зунинио, ударился о левую стену, совершил несколько пируэтов, и влетел в отбойник. Через несколько минут к разбитой машине подбежал Дэн Герни, отстегнул Клею ремни безопасности, после чего Регаццони был отправлен в госпиталь. Гонщик выжил, но остался парализован…
Гонка закончилась победой Нельсона Пике. Вторым финишировал Риккардо Патрезе на Arrows, а третьим стал Эмерсон Фиттипальди, выступавший за собственную команду. Дела для McLaren складывались всё хуже и хуже с каждым сезоном, поэтому четвёртое место Джона Уотсона выглядело более чем достойно. Только пятым стал чемпион мира Джоди Шектер, а шестым финишировал Дидье Пирони на Ligier. Оба пилота Renault столкнулись с проблемой перегрева двигателя, поэтому финишировали на последних местах.

1981
С 1981 года в Формуле-1 запрещалось использование эластичных шторок по бокам машины, однако избавиться от "граунд-эффекта" не удалось - было разрешено использование жёстких "юбок" с клиренсом не менее 60 мм. Минимальная масса болида была увеличена до 585 кг.
Возможно, именно новые правила подарили к открытию сезона в Лонг-Бич несколько сенсационные результаты - в квалификации поул-позишн завоевал Риккардо Патрезе на Arrows. За ним квалифицировались оба пилота Williams - Алан Джонс и Карлос Рейтеманн.
На старте Патрезе сохранил своё лидерство, а позади гонщики Williams боролись за право войти в поворот вторым. На торможении перед первым поворотом позже всех среагировал Жиль Вильнёв, который переместился на первое место, но зашёл в поворот очень уж широко и в итоге, на выходе из медленной шпильки потерял места. А в середине пелетона вновь не обошлось без столкновения. На этот раз "человек-авария" Адреа Де Чесарис влетел в Brabham Гектора Реббака, зацепив ещё и Renault Алена Проста. McLaren Де Чесариса и Renault Алена Проста остановились в первом повороте с повреждёнными подвесками. Для пилотов Ferrari гонка сложилась очень неудачно - Вильнёв и Пирони были одними из самых быстрых, но в итоге их подвела ненадёжность болида. Постигла неудача и Патрезе, на Arrows которого отказала топливная система.
В итоге, довольно лёгкой победы добился Алан Джонс, опередивший своего напарника Карлоса Рейтеманна более чем на 9 секунд. Третьим финишировал Нельсон Пике. Марио Андретти, пилотировавший Alfa Romeo пришёл к финишу на четвёртом месте.

1982
В 1982 году трасса Лонг-Бич была серьёзно изменена. Фактически, от старого трека остались только стартовая и финишная прямые (старт и финиш в Лонг-Бич был на разных участках трассы!) Первый поворот превратился в быструю связку "правый-левый", что отнюдь не убавило в этом месте обгонов и ошибок. В начале стартовой прямой была построена шикана.
С поул-позишн лидером ушёл Андреа Де Чесарис на Alfa Romeo. Вторым стартовал Ники Лауда, но его перед первым поворотом опередил Рене Арну на Renault. Де Чесарис начал быстро отрываться от преследователей. Не прошло и круга, как произошла авария - бывший барабанщик группы ABBA Слим Боргуд буквально воткнул в стену ATS Манфреда Винкельхока. Позади связки Арну-Лауда шёл Бруно Джакомели. Итальянец настиг их на пятом круге и решил обогнать Лауду. Однако, атакуя австрийа, он влетел в Renualt Рене Арну, и в итоге оба закончили гонку. Ален Прост сошёл на 10-м круге, когда внезапно на торможении потерял задний мост своей Renault и врезался в стену. На 15-м круге Ники Лауда догнал и обогнал Андреа Десариса. Перестройка трассы дала о себе знать: пилоты часто совершали ошибки, непростительные отбойниками. Так, на 19-м круге вылетел Марио Андретти на Williams, на 25-м - чемпион мира Нельсон Пике, на 26-м - Жак Лаффит, а на 33-м та же участь постигла и Де Чесариса. Вскоре Жиль Вильнёв попытался пройти на стартовой прямой Williams Кеке Росберга, но канадец шёл впритирку к отбойнику и, затормозив на пыльной стороне трассы, его занесло и его Ferrari задела задним спойлером стену. К счастью, Вильнёв смог продолжить гонку с повреждённым анти-крылом, но догнать Росбера уже не мог, отставая с каждым кругом.
Гонку выиграл Ники Лауда, вторым финишировал Кеке Росберг, отстав на 14 секунд. Третьим, с опозданием более минуты стал Жиль Вильнёв, но после финиша судьи дисквалифицировали его за нестандартное заднее анти-крыло (на машинах Ferrari был установлен широкий задний спойлер, частично закрывавший колёса). Таким образом, третье место досталось Риккадо Патрезе на Brabham.

1983
Одной из самых интересных гонок на трассе Лонг-Бич стал заезд в 1983 году. Трасса в очередной раз изменилась. Теперь финиш гонки был там же, где и старт, но добавилась ещё одна, остаточно сложная связка поворотов.
Со старта лидировал Патрик Тамбэ на Ferrari. Его преследовал Кеке Росберг на Williams. Именно эти два пилота претендовали на победу. Стоит сказать, что Джон Уотсон и Ники Лауда на McLaren провалили квалификацию и стартовали с 22 и 23 места соответственно. Им необходимо было прорываться вперёд, чтобы финишировать хотя бы "в очках". На 25-м круге Росберг неожиданно влетел в Тамбэ и в итоге оба лидера сошли. Тем временем, дуэт McLaren начал свой прорыв. Но они не были одиноки в своих манёврах. Другой пилот Ferrari Рене Арну бросился в погоню и вскоре разом на одном торможении обогнал Эдди Чивера на Renault и Жака Лаффита на Williams. Сходы и ошибки соперников также помогали прорываться вперёд. В итоге к изумлению многих в лидеры вышли пилоты McLaren. Так они и закончили эту гонку. Победил Джон Уотсон, Ники Ладуа отстал почти на 28 секунд, третьим стал Рене Арну. А, начиная с четвёртой позиции, гонщики проиграли победителю круг и более! Стоит отметить, что в этой гонке после долгого перерыва принимал участие чемпион мира 1980 Алан Джонс, выступавший за Arrows. Но австралиец сошёл с трассы из-за физической усталости.

К сожалению, на этом история трассы Лонг-Бич в Формуле-1 заканчивается. Крис Пук переключился на Индикар, посчитав, видимо, что "королевские гонки" не интересны на городских трассах…

Конфигурация:
1976-1981
1982
1983
3.251 км
3.428 км
3.275 км
Результаты:
1976
Clay Regazzoni
Ferrari 312T
1977
Mario Andretti
Lotus 78/Ford
1978
Carlos Reutemann
Ferrari 312T3
1979
Gilles Villeneuve
Ferrari 312T4
1980
Nelson Piquet
Brabham BT49/Ford
1981
Alan Jones
Williams FW07C/Ford
1982
Niki Lauda
McLaren MP4-1B/Ford
1983
John Watson
McLaren MP4-1C/Ford

© Formula 1 History

Hosted by uCoz