Lola была основана Бродли ещё в 1957 году, и на протяжении нескольких лет строила шасси для других команд. В 1967 году Lola Cars сконструировала автомобиль для Honda и Джон Сертиз, выступая за японскую "конюшню", стал победителем Гран При Италии. О том шасси этом знают лишь некоторые статистические справочники. В начале 70-х Lola доминировала в чемпионате Формулы-5000, и Грем Хилл решил использовать шасси фирмы Бродли для своей команды в 1974 году. Но всё, чего смогла добиться команда двукратного чемпиона - всего лишь четыре очка в период с 1974 по 1975 год. В 1983 году Lola дебютировала в CART, строя шасси для команды Newman/Haas. В 1985 году американец Карл Хаас создал свою команду в Ф-1 и стал сотрудничать с Lola. Дебют новой "конюшни" состоялся на Гран При Италии, однако даже чемпион мира Алан Джонс не сумел справится с медленной машиной. Вначале сезона 1986 года команда Хааса использовала модифицированную версию прошлогоднего шасси, а уже на третьем этапе, проходившем в Имоле, дебютировал автомобиль Lola Beatrice THL-2. Напарником Джонса стал Патрик Тамбе, но и это не помогло, поскольку надёжность машины оставляла желать лучшего. Однако на скоростной трассе в Австрии пилоты Хааса сделали всё возможное и финишировали "в очках"! Джонс стал четвёртым, а Тамбе финишировал пятым. В Монце Джонс стал шестым, и это стали его последние очки в карьере, также, как и для Team Hass. По окончании сезона Хаас решил сосредоточиться на IndyCar.
Долгое время Lola продолжала спасать команды Ф-1. Так Бродли сотрудничал с Larrousse, где наибольшего успеха добился в 1990 году, когда в Японии Агури Сузуки финишировал третьим и закрепил шестое место для команды Жеррара Ляррусса. Шасси Lola BMS T93-30 1993 года было катастрофически медленным. Микеле Альборето, вице-чемпион мира 1985 года, за рулём этого болида порой даже не мог пройти квалификацию! И с этого момента Эрик Бродли решил создать собственную команду…
"Поспешишь - людей насмешишь"
Современная Формула-1 требует намного больше подготовки, чем когда-либо.
И залогом успеха являются тесты, которые проводятся командами в течение
года. За примером далеко ходить не надо - дебют Toyota в 2002 году подтвердил
уровень подготовки команды к сезону. Два года ушло на доводку автомобиля,
прежде чем он дебютировал в Австралии, и дебютировал успешно - Мика
Сало финишировал шестым.
Команда Stewart объявила о своём намерении участвовать в гонках Ф-1
в январе 1996 года. И уже к декабрю болид Stewart SF1 был готов. Это
позволило инженерам и механикам в течение трёх месяцев до старта сезона
разобраться во всех просчётах и проблемах. Как оказалось, работа была
выполнена не зря - несмотря на проблемы с двигателем, в целом команда
выступила довольно успешно. Однако Stewart была не единственной командой,
дебютирующей в чемпионате мира 1997 года. Эрик Бродли и его команда
Lola также решили бросить вызов соперникам.
Всё
началось ещё в 1994 году, когда Бродли загорелся идеей покорить Ф-1.
В 1995-м было построено испытательное шасси, тест-пилотом стал шотландец
Аллан МакНиш. В результате вся фирма Lola Cars стала работать для одной
цели - дебюта в Ф-1. Возможно именно поэтому Lola потеряла прежнее доминирование
в Ф-3000. Соперники из Reynard были намного быстрее, однако именно Lola
выиграла контракт FIA на строительство шасси для всех команд с 1996
года. И вот мечта Бродли стала потихоньку воплощаться в жизнь. В 1996
году он подписал контракт с гигантом в мире кредитных карточек - MasterCard
с целью дебютировать в ЧМ Ф-1 в 1998 году. Бюджет "конюшни"
составлял 35 миллионов долларов - сумма небольшая для современной Ф-1,
но довольно приличная для дебюта. Также был подписан контракт на поставку
двигателей Ford Zetec-R V8. В MasterCard мечтали видеть имя своей компании
в Ф-1 как можно скорее. И в ноябре (!) 1996 года поставили ультиматум
команде Lola, о том, что "конюшня" должна дебютировать в чемпионате
мира 1997. Бродли ничего не оставалось делать, как приступить к работе
всего за четыре месяца до начала сезона! В это время соперники из Stewart
уже тестировали свой болид, в то время как в Lola только приступили
к чертежам болида!
Lola T97/30 был "состряпан" на базе команды в Хэтингтоне.
Несмотря на критику, Бродли был уверен, что болид получится конкурентоспособным
если провести тесты в аэродинамической трубе, которую команда использовала
для создания IndyCar'овских болидов. Несмотря на это, новая Lola из-за
нехватки времени так и не увидела туннеля. Даже после этого Эрик Бродли
полагал, что им удастся составить конкуренцию новому Stewart: "Если
мы не побьём их, то это будет хороший пинок для нас. Учитывая наш опыт,
у нас не должно быть проблем.
В последний момент был подписан контракт с новыми шинниками - Bridgestone.
Пилотами новой "конюшни" стали Винченцо Соспири и Рикардо
Россет, выступавшие за одну команду в чемпионате Ф-3000 1995 года и
занявшие соответственно первое и второе места по итогам сезона. Презентация
Lola состоялась 20 февраля 1997 года, и у команды почти не осталось
времени для тестов перед первой гонкой сезона. Всё же несколько заездов
показали, что новая машина ужасно медленна. Коробка передач и аэродинамика
стали главными проблемами. В результате аэродинамических недостатков
шины даже не могли нагреться до оптимальной температуры. Пилоты жаловались
не только на недостаток скорости на прямых, но и на проблемы с прижимной
силой, из-за чего в поворотах машиной было ужасно трудно управлять.
Команды
прибыли в Мельбурн и начали подготовку к первым тренировочным заездам.
Вскоре стало ясно, что проблемы у Lola очень серьёзные. Пилоты даже
не уложились в 1.32 - лучший результат Россета - 1.41.166, а у новичка
Соспири - 1.42.590. Необходимо было очень серьёзно улучшить результат,
но положение не изменилось и на следующий день. Вернее сказать - изменилось,
но в худшую сторону. В субботу утром Россет показал 1.41.416, в то время
как Соспири был даже ещё медленнее, чем в пятницу - 1.44.286. Жак Вильнёв
на Williams-Renault показал лучший результат, причём это был рекорд
Альберт-Парка - 1.28.594. Это приблизительно на 13 секунд быстрее, чем
время Россета, и почти на 16 секунд быстрее Соспири! Люди оправданно
спрашивали, действительно ли T97/30 быстрее болида Ф-3000…
В квалификации Вильнёв доминировал и показал 1.29.369, что на 1.7 секунд
быстрее, чем его ближайший конкурент! А ближайшим стал его собственный
партнёр по команде - Хайнц-Харальд Френтцен. Неудивительно, что только
21 из 24 гонщиков уложились в 107%. Благодаря вмешательству Тома Уокиншоу,
Педро Диницу разрешили выйти на старт, учитывая то, что он хотя бы уложился
в 107% от Френтцена. Последние же два результата показали пилоты Lola.
Лучшее, что смог сотворить Соспири - 1.40.972! Россет был ещё медленнее,
чем на свободных заездах, показав лишь 1.42.086. Мечта Бродли о том,
что его команде разрешат выйти на старт была дикой…
Говорит В.Соспири: "Мы проделали тяжёлую работу, нуждаясь в более
лучшем времени на круге. Для этого мы пытались найти баланс и обеспечить
хорошее сцепление…"
Россет едва не плакал: "Мы надеемся добиться большего успеха в
Бразилии, и я должен показать своим болельщикам, что мы - прогрессирующая
команда".
Послесловие
И
действительно планировалось усовершенствовать машину, к тому же новый
10-цилиндровый двигатель Ford давал большие надежды на следующий Гран
При. Слова Россета внушали оптимизм. Но, увы, прибыв в Бразилию, пилоты
Lola узнали из газет, что остались без работы - команда разорилась.
Долги команды составили около 6 миллионов долларов, а программа спонсирования
от MasterCard так ничем и не помогла. Причём, почти половина долга приходилась
на Lola Cars, что ставило фирму в опасное положение, ведь резко сократился
рынок сбыта - CART, IndyLights, где ранее использовались исключительно
автомобили Lola. Вскоре MasterCard и вовсе отказалась от дальнейшего
сотрудничества с Lola. Ситуация была критической, но положение спас
Мартин Бирран, купивший компанию Бродли. Lola Cars была передана под
внешнее управление, и в финансовых делах был наведён порядок. Однако
фарс Lola в 1997 году в очередной раз подтвердил какими непредсказуемыми
могут быть гонки Гран При…