ГРАН ПРИ АВСТРАЛИИ
Гонки, проходившие на трассе "Аделаида".

Алан Джонс опережает Бруно ДжакомеллиИстория Гран При Австралии начинается с 1980 года. Тогда, в конце года, в ноябре, чемпион мира австралиец Алан Джонс был заявлен на незачетный Гран При Австралии. Этап проходил на трассе Calder Park, близ Мельбурна. Тогда, в борьбе с Бруно Джакомелли на Alfa-Romeo, Джонс на своём чемпионском Williams FW07 одержал победу на глазах у своих земляков.
Однако прошло пять лет до того момента, как Гран При Австралии стал этапом чемпионата мира Формулы-1.

1985
Благодаря поддержке властей в Аделаиде был организован этап чемпионата мира Формулы-1. Этап считался одним из лучшим по организации. Городская трасса представляла собой несколько сложных шикан, а также, ставшую вскоре знаменитым местом, длинную прямую Brabham Straight, где машины достигали огромных скоростей. Остроту добавляло ещё и то, что этап в Аделаиде традиционно закрывал сезон…
В 1985 году поул-позишн завоевал Айртон Сенна на Lotus-Renualt. Второе время показал Найджел Мэнселл на Wiilliams-Honda. Англичанин был явно в отличной форме, так как до этого он выиграл Гран При Европы и этап в Южной Африке. Мэнселл и Сенна считались фаворитами в предстоящей гонке. Ален Прост приехал в Австралию уже в ранге чемпиона мира. Этот титул он завоевал ещё в Брэндс-Хэтче.
Старт. Мэснелл возглавляет гонку.Сенна среагировал на сигнал светофора поздно, и Мэнселл без труда вырвался в лидеры. Айртон зашёл в поворот вторым. За ним расположились: Росберг, Альборето и Прост. На первом круге Росберг обогнал Сенну и вышел на второе, а через несколько секунд и на первое место, так как у его напарника по команде Найджела Мэнселла отказала трансмиссия, и он покинул гонку. Кеке Росберг уходил в отрыв и гонка поначалу казалась скучной. На 14-м круге взорвался двигатель на Brabham Нельсона Пике. На 20-м круге сошёл любимец публики Алан Джонс, выступавший на Lola. Австралиец покинул гонку после отказа электрики. Ещё через шесть кругов сгорел двигатель на машине Алена Проста - жаркая австралийская погода давала о себе знать. Тем временем, борьба за лидерство продолжалась и на 42-м круге Айртон Сенна обогнал Кеке Росберга. Однако уже через два круга финн вернул утраченную позицию. Вскоре в лидеры вышел Ники Лауда на McLaren. Для австрийца этот Гран При был последним в его карьере, и он хотел завершить свои выступления в Ф-1 победой. Но на 57-м круге Лауда попал в аварию и гонка для него закончилась. За лидерство продолжали бороться Сенна и Росберг. На торможении перед последним поворотом бразилец допустил ошибку, стоившую ему гонки. Айртон врезался в Williams Росберга и раскрошил свой передний спойлер. После вынужденного пит-стопа бразилец вернулся на трассу, но на 62-м круге сошёл окончательно из-за отказа двигателя. Таким образом, гонку выиграл финн Кеке Росберг. Вторым финишировал Жак Лаффит на Ligier. Третьим стал его напарник по команде Филипп Штрейфф. Четвёртым, отстав от победителя на круг, стал Иван Капелли на Tyrrell. Пятым финишировал Стефан Йоханссон на Ferrari, а замкнул первую шестёрку австриец Герхард Бергер на Arrows.
> результаты гонки
1986
Сезон 1986 года был просто потрясающим по накалу борьбы. За победу в чемпионате боролись Найджел Мэнселл, Нельсон Пике и Ален Прост. Частенько в их спор вмешивался Айртон Сенна на Lotus, но из-за нестабильности бразильцу не удалось побороться за чемпионский титул в финальной гонке сезона.
Непобедимый квартет конца 80-х (слева направо): Сенна, Прост, Мэнселл, Пике.Перед Большим Призом Австралии положение в чемпионате было следующим: Мэнселл - 70 очков; Прост - 64; Пике - 63. Чтобы сохранить свой титул Алену Просту нужно было выигрывать гонку, да и то при условии, что Мэнселл финиширует ниже третьего места. Такой расклад был наименее вероятен, так как преимущество Williams-Honda на протяжении сезона было очевидным, и только внутрикомандные разборки не позволили одному из пилотов "конюшни" Фрэнка Уильямса завоевать титул досрочно. Это в очередной раз подтвердилось по итогам квалификации, где Мэнселл и Пике заняли первый ряд стартового поля. Прост стал третьим.
На старте гонки Найджел Мэнселл сохранил лидерство, а Айртон Сенна вышел на второе место, опередив Пике. Росберг отлично стартовал и даже опередил Проста. Через несколько поворотов Мэнселл допустил серию ошибок и откатился на четвёртое место. В лидеры прорвался Сенна, но не надолго, так как на Brabham Straight Пике прошёл своего соотечественника. Росберг сохранял третье место. Для финна этот этап должен был стать последним в карьере, он хотел завершить свои выступления в Ф-1 победой. Поэтому Кеке отнюдь не собирался помогать Просту в борьбе за титул. Мэнселл, тем временем, оборонялся от атак Проста, которого в свою очередь преследовал Бергер на Benetton. Через несколько кругов на Lotus Сенны начали проявляться какие-то проблемы, так как он сначала пропустил Росберга, а затем, потеряв темп, долго сдерживал позади себя Мэнселла. Найджел без труда обошёл бразильца на Brabham Straight. Тем временем, Росберг догнал Пике и обошёл его перед первым поворотом. Мэнселл не стал сопротивляться напору Проста и француз опередил его. Вскоре Пике потерял концентрацию и его развернуло во воротом повороте. Таким образом он потерял сразу две позиции. Через несколько кругов Прост заехал в боксы за новой резиной. Это стало главным эпизодом гонки. Дело в том, что за несколько дней до Гран При Рон Деннис распространил в прессе сообщение, что GoodYear изготовила резину для Аделаиды, способную прослужить всю гонку. Команда Williams "клюнула" на эту уловку. На 52-м круге на Brabham Straight лопнула покрышка на McLaren Кеке Росберга. Для финна гонка на этом Найджел Мэнселл теряет надежды на первый чемпионский титул.закончилась. Но кульминация произошла кругом спустя. На этой же прямой на скорости более 300 км/ч взорволась шина на Williams Мэнселла. Найджел каким-то чудом удержал "танцующую" машину на трассе и остановился. "Я видел, как машина Кеке остановилась у отбойника, - горевал потом Найджел, - если бы я только знал, что именно с ним произошло, я тут же заехал бы менять резину, независимо от того, хочет этого команда, или нет. Даже если бы пит-стоп получился очень медленным, я сохранил бы свою позицию, но команда сказала "нет"..."
Гонка для Мэнселла закончилась и ему оставалось надеяться только на чудо, чтобы стать чемпионом, но его не произошло. Пике немедленно заехал в боксы для смены резины и упустил лидерство, передав его Просту. Ален, остановившийся в боксах намного раньше, довёл гонку до победы. Француз остановился на круге почёта из-за опустевшего топливного бака и приветствовал публику уже в ранге двукратного чемпиона мира. Пике довольствовался вторым местом в гонке, но в чемпионате стал третьим, так как несмотря на сход Мэнселлу хватило очков, чтобы стать хотя бы вице-чемпионом. Так завершился сезон-86. Прост ещё долго не верил своему счастью...
> результаты гонки
1987
Перед Гран При Японии Нельсона Пике и Найджела Мэнселла разделяло 12 очков. При определённом раскладе англичанин мог побороться за титул в Аделаиде. Но этого не случилось, так как на квалификационных заездах в Сузуке Мэнселл потерпел серьёзную аварию. Его машину сорвало и бросило прямо в ограждение. Найджел получил повреждения спины и врачи запретили ему выходить на старт в двух последних гонках. Так, автоматически Пике стал трёхкратным чемпионом.
Несмотря на это зрительский интерес к австралийскому этапу не упал. Во-первых Сенна в отсутствие Мэнселла мог стать вице-чемпионом. Во-вторых, под конец сезона наладились дела у команды Ferrari, подтверждением чего стала победа Герхарда Бергера на Гран При Японии.
В квалификации как раз Бергер завоевал поул-позишн. Второе время показал Ален Прост на McLaren. Только третьим стал Нельсон Пике. Сенна показал четвёртый результат. Мэнаелла в кокпите Williams заменил итальянец Риккардо Патрезе.
Герхард Бергер и его Ferrari  F1-87.На старте великолепно среагировал Пике, который молниеносно вырвался на первое место. Бергер остался вторым. Но Пике не пролидировал и круга, так как Герхард обогнал его и вырвался на первое место. Гонка продолжалась под преимуществом гонщиков Ferrari. Но вскоре у пилотов "топ-команд" начались технические проблемы. На 48-м курге Стефан Йоханссон вылетел из-за проблем с тормозами. Его напарника Алена Проста ждала такая же участь. На 53-м круге, преследуя Ferrari Альборето, McLaren француз развернуло и он ударился об отбойник. Через пять кругов также из-за проблем с тормозами сошёл и Нельсон Пике. А тем временем Герхард Бергер продолжал уверенно лидировать. Так он и пересёк финишную черту в гордом одиночестве, так как финишировавший вторым Айртон Сенна отстал от победителя почти на 35 секунд. Так Сенна завоевал титул вице-чемпиона мира, опередив Мэнселла на два очка. Однако радость бразильца продлилась недолго. После финиша судьи дисквалифицировали его Lotus за несоответствие тормозной системы правилам. Таким образом, Айртон остался третьим в чемпионате. Можно представить себе разочарование Мэнселла, ставшего вторым в чемпионате - по иронии судьбы Пике не финишировал в двух последних гонках сезона.
После дисквалификации Сенны на второе место в результатах Гран При Австралии переместился Микеле Альборето, благодаря чему Ferrari сделала "дубль". Третьим стал Тьерри Бутсен на Benetton, четвёртым - Джонатан Палмер на Tyrrell. Пятым финишировал француз Янник Дальма на Larrousse, однако его два очка не пошли в зачёт чемпионата мира, так как команда заявила на Гран При только одного пилота - Филиппа Алльо. Шестым финишировал Роберто Морено, принеся команде AGS первое очко.
1988
Старт. Прост и Сенна возглавляют гонку.Как и годом ранее болельщики узнали имя чемпиона мира уже в Японии. По регламенту в зачёт шли 11 лучших результатов, показанных гонщиком. Сенна выиграл гонку на Сузуке и первый раз стал чемпионом.
Предстоящий Гран При Австралии должен был стать последним для турбо-двигателей. В квалификации новый чемпион мира без труда завоевал поул-позишн. Его напарник по McLaren Ален Прост показал второй результат. Третьим стал англичанин Найджел Мэнселл на слабом Williams-Judd (накануне сезона Honda, посчитав команду Фрэнка Уильямса нестабильной, стала поставлять свои двигатели McLaren). Прошлогодний победитель австралийского этапа Герхард Бергер на Ferrari показал четвёртое время.
На старте Прост уверенно ушёл вперёд, опередив Сенну. Бразилец был вынужден обороняться от атак Бергера, сумевшего опередить Мэнселла. На этот раз преимущество пилотов McLaren не было столь очевидным, как на предыдущих этапах. Прост безнадёжно отрывался, а Сенна явно сдерживал более быстрого Бергера. Наконец, через несколько кругов в шпильке после Brabham Straight Герхард на позднем торможении рискованным манёвром обогнал Сенну и вышел на второе место. Ну а на 14-м круге австриец в очередной раз доказал, что та победа на Гран При Италии была отнюдь не случайной. Бергер догнал и обогнал Ален Проста и вырвался на первое место. Но, как печально известно, всё хорошее быстро кончается. Так на 25-м круге Герхард попытался довольно оптимистично обогнать на круг сразу двоих гонщиков. На Подиум. Новый чемпион мира Айртон Сенна поздравляет победителя гонки Алена Проста.торможении он прошёл EuroBrun Стефано Модены, но, видимо, захотел большего и бросился обгонять Ligier Рене Арну. В итоге Бергер врезался в машину француза и сломал подвеску своей Ferrari. Так лидером снова стал Ален Прост. Айртон Сенна держался на втором месте, а далеко позади шёл Найджел Мэнселл. Однако на 65-м круге англичанин потерял контроль над своей машиной и вылетел с трассы. В итоге гонка закончилась очередным "дублем" McLaren. Третьим финишировал уже экс-чемпион мира Нельсон Пике на Lotus. Риккардо Патрезе стал четвёртым, Тьерри Бутсен на Benetton пришёл к финишу пятым, ну а замкнул первую шестёрку Иван Капелли на March.
1989
Одним из самых зрелищных получился заезд в 1989 году. Прост прибыл в Аделаиду уже в ранге чемпиона мира после скандально известного столкновения с Сенной в Японии. Поскольку судьба титула была уже решена, основное внимание было приковано к борьбе за третье место в чемпионате. На "бронзу" претендовали сразу четверо: Найджел Мэнселл, Риккардо Патрезе, Алессандро Наннини и Тьери Бутсен. В Кубке Конструкторов Ferrari при определённом раскладе могла побороться за второе место с Williams.
В субботу, пожалуй впервые в истории Ф-1 квалификация была отменена. Причиной тому послужил не прекращавшийся ливень. Заезды было решено перенести на воскресенье - день гонки. Но и на следующий день дождь не утихал. В связи с этим результаты первой квалификации остались неизменными. Тогда в пятницу Сенна завоевал поул-позишн, опередив своего напарника Алена Проста на 0.738. Сенсационный третий результат показал итальянец Пьерлуиджи Мартини на Minardi. Он сумел опередить весь квартет борющихся за третье место: Наннини, Бутсена, Патрезе и Мэнселла.
К началу гонки ливень не прекратился. Гонка стартовала. Сенна и Прост сохранили свои позиции. Тем временем в медленной шпильке произошло столкновение пилотов Ligier Оливье Груяра и Рене Арну, также попал в аварию Джей Джей Лехто. Судьи остановили гонку. От рестарта категорически отказался Ален Прост. Француз остался в боксах и наблюдал за гонкой. Тем временем, на повторном старте Сенна умчался вперёд, Мартини стал вторым, далее позиции топ-пилотов сохранились. По началу гонщики ехали аккуратно, но затем началось… На четвёртом круге Арну разбил свою машину и выбыл из гонки. Через два круга столкнулись Герхард Бергер и Филипп Алльо. Дерек Уорвик не справился с управлением и влетел в стену, разбив свой Arrows на 7-м круге. Машины "плыли" по трассе почти в нулевой видимости. Так на торможении перед последним поворотом даже "король дождя" Сенна не справился с "аквапланингом", но сумел продолжить гонку. На следующем круге Айртон на Brabham Вторая "мокрая" победа Тьерри Бутсена.Straight готовился обогнать Мартина Брандла. Но бразилец не заметил впереди идущий болид англичанина и врезался в него. Оставшись без колеса, Сенна далеко не доехал и сошёл. В лидеры вышел Тьерри Бутсен на Williams. Бельгиец также считался мастером дождевых гонок, выиграв Гран При Канады, проходившем в похожих условиях. На 17-м круге не справился с управлением и Найджел Мэнселл, досрочно покинув гонку. Но, пожалуй, самым серьёзным инцидентом стало столкновение на 19-м круге между Нельсоном Пике и Пьеркарло Джиницани. Бразилец на полном ходу влетел в Osella, получив при этом удар колесом по шлему. К счастью всё закончилось благополучно и для Пьерлуиджи Мартини, в которого едва не влетел неуправляемый Lotus Пике.
Несмотря на многочисленные аварии гонка продолжалась. И возглавлял её очень уверенно Тьерри Бутсен, который "доплыл" до финиша победителем. Вторым финишировал Алессандро Наннини на Benetton, отстав от Бутсена почти на 29 секунды. Третьим стал Риккардо Патрезе. Сатору Накаждима, показавший быстрейший круг на 68 круге, финишировал на четвёртом месте. Пятым стал Эмануеле Пирро на Benetton, а шестым с отставанием в три круга финишировал Мартини.
1990
Этап начался с подробного объяснения Аленом Простом произошедшего в Японии. Француз обвинял Сенну в преднамеренном столкновении и заявил, что это нанесло большой урон Формуле-1. Но, несмотря на это, в Австралию Айртон прибыл в качестве двукратного чемпиона мира Ф-1.
Никакие обвинения не помешали "Бразильскому Волшебнику" завоевать очередной полу-позишн, опередив своего напарника по команде Герхарда Бергера более чем на полсекунды. Третье время показал Найджел Мэнселл на Ferrari, который уже заключил контракт с Williams на 1991 сезон. Ален Прост стал четвёртым, а пятое время показал Жан Алези на скромном Tyrrell.
На старте пятисотой гонки в истории чемпионатов мира Ф-1 Сенна молниеносным рывком устремился вперёд. А Герхард Бергер замешкался с переключением передач и едва не пропустил вперёд Мэнселла. Первая пятёрка сохранила свои позиции по итогам первого круга. Однако на втором круге на выходе из третьего поворота перебои с коробкой передач на машине Бергера дали о себе знать, и Мэнселл воспользовавшись ими, вышел на второе место. А на торможении перед знаменитой "шпилькой" Нельсон Пике обогнал австрийца и стал третьим. Вскоре произошёл серьёзный инцидент с Николой Ларини, который не справился с управлением в быстром повороте перед Brabham Straight и, перелетев через высокий бордюр, сумел продолжить гонку! На торможении перед первым поворотом Патрезе, в попытке обогнать Джанни Морбиделии на Minardi, потерял контроль над своим Williams и его развернуло. К счастью, Риккадо продолжил гонку. На 43-м круге Мэнселл ошибся в "шпильке", потерял несколько секунд и тут же направился в боксы за новыми покрышками. Тем временем, Бергер совершил третью ошибку за день и пропустил вперёд Проста. На 61-м круге лидировавший Айртон Сенна вылетел на гравийную полосу и его McLaren остался в груде использованных покрышек. Лидером гонки стал Нельсон Пике на Benetton. А Найджел Мэнселл продолжал свой прорыв на "свежих" шинах и на Brabham Straight обогнал своего напарника Алена Проста. За восемь кругов до финиша Мэнселл, благодаря ошибке Пике, приблизился к Нельсону и начал готовиться к атаке. Найджел летел по трассе, каждый раз обновляя рекорд круга, однако обогнать соперника не мог. Всё решилось на последнем круге, когда на торможении перед "шпилькой" Мэнселл предпринял отчаянный манёвр протиснуться внутрь поворота, но в последний момент увидел, что Пике "закрывает дверь". Найджел избежал столкновения, но времени на повторную атаку не было. Так "Адмирал Нельсон" завершил сезон двумя победами в двух финальных гонках сезона. "Британский лев" закончил свою последнюю гонку за Ferrari вторым, а третьим стал Ален Прост. Герхард Бергер, несмотря на уйму проблем, сумел финишировать на четвёртом месте. Замкнули первую шестёрку пилоты Williams - Тьерри Бутсен и Риккардо Патрезе.
продолжение следует...

© Formula 1 History
Hosted by uCoz